Об образовательной программе
Аналитико‑катартическя терапия (АКТА) — современная диалогическая модель психотерапии, основанная на концепциях выдающихся отечественных ученых В.Н. Мясищева (психология отношений), Л.С. Выготского (концепция внутренней речи), М.М. Бахтина (концепция полифонического сознания). Это краткосрочная и эффективная модель, основу которой представляет техника диалога пациента с воображаемым значимым другим (по существу — диалога с самим собой). Терапевт играет роль «внутреннего Я» пациента («альтер эго»): встраиваясь во внутренний мир пациента, терапевт помогает ему вербализовать и отреагировать неосознанные комплексы и конфликты.
Цель диалога — достижение катарсиса и трансформация личности (перестройка нарушенных отношений). Техника наиболее эффективна в тех случаях, когда в основе эмоциональных нарушений лежат неосознанные переживания. В связи с этим АКТА практикуется как при психотерапии неврозов, так и в психологическом консультировании пациентов с «проблемами жизни».Учебный план
1. Предмет, задачи Аналитико‑катартической терапии, ее теоретические основы и взаимосвязь с другими отраслями прикладного психотерапевтического знания.
Понятие Аналитико‑катартической терапии, ее соотношение с другими дисциплинами. Предмет и объект Аналитико‑катартической терапии. Теоретические основы Аналитико‑катартической терапии: психология отношений, концепция невроза и патогенетической психотерапии В.Н. Мясищева. Концепция незавершённых действий Б. В. Зейгарник. Концепция «педагогического взрыва» А.С. Макаренко. Концепция внутренней речи и внутреннего диалога Л.С. Выготского и полифоническая концепция сознания М.С. Бахтина. Интегративные элементы аналитико‑катартической терапии: клиент‑центрированная терапия К. Рождерса, психодрама, гештальттерапия. Понятия «инсайт» и «катарсис». Социальный заказ, цели и задачи аналитико‑катартической терапии.
2. Установление контакта.
Этические основы аналитико‑катартической терапии. Личность пациента как центр проблемной ситуации. Понятие «ответственности пациента». Характеристики психотерапевта, связанные с понятиями эмпатия, вчувствование, интуиция. Роли терапевта: поддерживающая, фасилитирующая, провокативно‑конфронтационная. Правила установления контакта. Контракт, рабочий альянс, организация пространства.
3. Техника предварительного интервью и техника беседы, предваряющей «диалог‑встречу».
Диагностическая и терапевтическая функции предварительного интервью. Идентификация объектов – особо значимых других. Цели беседы, предваряющей «диалог‑встречу». Переход от беседы к диалогу. Базовые навыки терапевта: техника постановки вопросов, прием приближения речи терапевта к языку пациента. Техника поддержки и ободрения пациента. Техники перефразирования и обобщающего резюме. Техники прояснения, усиления, указания на противоречия.
4. Техника «диалога‑встречи».
Принципы и технические приемы «Встречи». Имагинативная техника диалога со значимым другим: экспликация внутреннего диалога, персонификация внутренних голосов и их «разведение» с помощью техники «пустого стула». Роль терапевта. Дублирование и двойное дублирование. Понятия означения, вербализации, декодирования внутренней речи. Аналитико‑катартическая терапия как полифонический метод психотерапии. «Диалог‑встреча» в рамках групповой Аналитико‑катартической терапии. Значение и роль участников группы. Созерцательный катарсис.
5. Переживание и катарсис в Аналитико‑катартической терапии.
Переживание‑деятельность в Аналитико‑катартической терапии. Воздействие на три компонента психической деятельности субъекта: когнитивную составляющую, эмоции, поведение. Катарсис в Аналитико‑катартической терапии, отличие от абреакции, терапевтические функции катарсиса. Проявление сопротивления и способы его преодоления. Катарсис частичный и катарсис интеграции. Герменевтический круг понимания. Трансформация личности и коррекция нарушенной системы отношений.
6. Работа с символическим содержимым психики в Аналитико‑катартической терапии.
Аналитико‑катартическая терапия и активное воображение. Диагностическая функция работы с символическим содержимым психики. Техника работы с метафорами. Работа с образом Я. Техника работы со сновидениями. Переход от метафорической презентации психического к актуальным внутренним и внешним психическим конфликтам.
Итоговая аттестация (зачет)