Об образовательной программе
Цель программы – познакомить слушателей с базовыми понятиями психиатрии, рассмотреть их с точки зрения не только медицинской, но и психоаналитической диагностики. В Европе есть отдельные классификации психических нарушений, которые основаны именно на стыке психиатрии и психоанализа, такая диагностика может помочь при оказании психологической помощи, так как важно не только распознать сам симптом и его биологические предпосылки, а иметь понимание о его психологическом и символическом значении для самого человека. В России классификации ориентированы именно на врачей и на социальный аспект психиатрического диагноза, поэтому мы решили уйти от простого пересказывания пунктов классификации, так как для работы психолога они не имеют принципиального значения, а иногда даже путают и пугают. Мы даем практические знания, которые необходимы именно практикующему психологу в его реальной работе с клиентами.
Учебный план
Раздел 1. «Общие вопросы и шизофрения»
1.1. Современный образ человека с психическими нарушениями. Портрет семьи.
1.2. Особенности мышления. Бредовые расстройства.
1.3. Острый психоз. Патология восприятия.
1.4. Шизофрения (критерии диагностики, формы, особенности)
1.5. Сравнительная классификация расстройств в психоанализе и в психиатрии в России. Правовые аспекты.
Промежуточная аттестация по разделу 1 (тестирование)
Раздел 2. «Основные заболевания в психиатрии»
2.1. Депрессивное расстройство (виды, диагностика, отличие от апато‑абулии при шизофрении, от депрессивной личности)
2.2. Биполярно‑аффективное расстройство
2.3. Органические заболевания головного мозга (травмы, интоксикации, олигофрении и деменции)
2.4. Расстройства личности: классификация, общая характеристика, отличие от акцентуаций. Пограничное расстройство личности.
2.5. Истерическое и шизоидное расстройство личности
2.6. Асоциальное расстройство личности, параноидное и нарциссическое
Промежуточная аттестация по разделу 2 (тестирование)
Раздел 3. «Невротические расстройства»
3.1. Опасные тенденции (в том числе отказ от пищи, агрессия, суицидальные намерения)
3.2. Тревожные расстройства и панические атаки
3.3. Психосоматика
3.4. Дифференциальная диагностика психогенных расстройств от соматических (диагностика на стыке кардиологии, неврологии, гастроэнтерологии, терапии и гинекологии)
3.5. Применение антидепрессантов и нейролептиков в психиатрии, и в соматической медицине
Промежуточная аттестация по разделу 3 (тестирование)
Раздел 4. «Наркология и психотерапия»
4.1. Алкоголизм
4.2. Наркомания
4.3. Психотерапия с зависимыми пациентами
4.4. Психоаналитическое значение психических симптомов, связь с травмой пациента
4.5. Взгляд Фрейда, Спотница и Кернберга на психические расстройства, особенности структурного интервью и диагностики
4.6. Психотерапевтические стратегии работы с пограничными и психотическими пациентами
4.7. Групповая супервизия
Промежуточная аттестация по разделу 4 (тестирование)
Итоговая аттестация (тестирование)